Хрустальное яйцо

«...во мгле печальной Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном».

(А. С. Пушкин) Горный хрусталь — разновидность кварца (см. 10.30). Древние греки и римляне принимали его за окаменевший лед. Кристаллы горного хрусталя массой 10—20 кг и более не считаются редкостью. На Приполярном Урале был найден серебристо-белый кристалл горного хрусталя массой 1,5 т. Гигант получил имя «Городу Инте 30 лет» и стал украшением входа в одно из зданий г. Инты.

Предметы из горного хрусталя украшают квартиры многих наших современников, а в древние времена им приписывали силу талисманов.

В 1927 г. американская археологическая экспедиция под руководством Ф. А. Митчел-Ходжеса в джунглях Гондураса на месте древнего города цивилизации майя нашла прозрачный отполированный хрустальный череп размером с человеческий, массой около 5 кг. Если луч света направить в центр носовой полости, то весь череп начинает светиться, а глазницы — сиять. В романе «Саламбо» Г. Флобер описывает карфагенский храм, в котором мистическую роль играет хрустальное яйцо, покоящееся на медной колонне. Греческий поэт Ономакрит (V в. до н. э.) считал, что боги не в силах отказать человеку, если он пришел в храм, держа в руках горный хрусталь. Римские врачи в начале нашей эры применяли шары из горного хрусталя как «зажигательные стекла» для прижигания ран. В Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть самовар Петра I, выточенный из цельного куска горного хрусталя.

По преданиям, все боги пьют амброзию только из хрустальных кубков. Чистота и прозрачность горного хрусталя стали символом скромности и чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.