Металлические карандаши и соус для художников

Свинцовый карандаш известен больше других: в немецком языке слово «блайштифт» («свинцовый стержень»), обозначающее карандаш, сохранилось до сих пор. Однако бледно-серый цвет свинцового карандаша был слишком слабым. Более темную черту оставлял штифт (стержень) «из двух частей свинца и одной части прокованного молотком олова». Линия со временем под действием кислорода воздуха темнела, но легко удалялась с пергамента мякишем хлеба или пемзой. Серебряный штифт, доступный только богатым людям, давал темно-серую черту, которая коричневела с течением времени и не стиралась. Сохранились серебряные рисунки Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Луки Кранаха—гениальных художников эпохи Возрождения. Тогда же появились и угольные карандаши-штифты, которые требовали предварительной обработки бумаги раствором клея-гуммиарабика. Родина графитового карандаша—тоже Италия, Пьемонт. А в Париже изобрели «бархатный соус» — карандаш на основе белой глины и ламповой сажи. Позже Леонардо да Винчи нашел сангину—«красный мел», природный каолин, окрашенный оксидами железа. Следующее изобретение снова пришло из Франции — пастель, мел с добавками различных пигментов...