Черно-белый мир реставрации

Посетители реставрационной мастерской увидели, как художникреставратор протирал мокрым тампоном очень темную картину.

По мере обработки чернота исчезала, а краски приобретали яркость и свежесть.

Старые мастера писали картины, добавляя в свинцовые белила различные пигменты. Свинцовые белила (см. 1.14) содержали основный карбонат свинца Pb(OH)2-2PbC03, который очень прочно связывается с маслом и среди всех белых красок обладает наибольшей кроющей способностью. Недостатком таких белил является их свойство постепенно темнеть на воздухе из-за образования черного сульфида PbS (атмосферный воздух всегда содержит следы сероводорода): Pb(OH)2-2PbC03 + 3H2S = 3PbSl+4H20 + 2C02t.

При обработке потемневших картин пероксидом водорода Н202 черный сульфид свинца превращается в белый сульфат свинца PbS04, и картине возвращается ее прежний облик: PbS + 4Н202=PbS04 + 4Н20.